Осознаваемый результат непосредственного воздействия на человека

Введение Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Это делалось для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. Знание психологии и понимание психологических процессов позволит регулировать человеческие отношения. Изучение психологии личности позволяет определить характер, темперамент, внимание, память, способности помогает эффективнее работать менеджерам с работниками организации. От этого зависит психологический климат в коллективе и как следствие работа этого коллектива. В данной курсовой работе мной будут рассмотрены характер, волевые качества, социальные установки, темперамент студентки группы М-11 Ковалевой Личность и ее понимание Так как феномен личности очень сложен, психологи, на вопрос, что такое личность отвечают по-разному. Проблема личности в психологии охватывает огромное поле исследований. И хотя нельзя не согласиться с тем, что личность - это хорошо, следует с самого начала поставить все на свои места: личность - это не оценочная категория, личность присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного возраста. Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности: 1 личность присуща каждому человеку; 2 личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; 3 личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества; 4 личность есть индивидуальная отличительная характеристика, то есть то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы, прежде всего, ориентируемся на особенности их личностного склада. Личность - это понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Научное определение личности отличается от ненаучного своей четкостью и полнотой, оно не содержит в себе слов или понятий, которые неясны и требуют дополнительного определения. Такое, например, сочетание слов, как "личность - это человек как член общества", не может считаться четким научным определением потому, что не раскрывает специфики человека как личности каждый человек - член общества. Другое определение: "личность есть человек как носитель сознания" - тоже не вполне удовлетворительно, поскольку содержит в себе, по крайней мере, два слова, требующих дополнительного определения. Это - "носитель" и "сознание". Научное объяснение должно указывать на условия возникновения или изменения того или иного качества личности, например ее способностей, потребностей, характера. Поскольку личностью определяется каждый поступок человека, а сама личность имеет сложный состав, научное объяснение поступков предполагает точное указание на то, какие компоненты поведения зависят от тех или иных качеств личности, например в какой степени поступки человека определяются темпераментом, характером, потребностями, мировоззрением, моралью и другими личностными свойствами. Научно понять личность - значит также установить тип и законы сочетания друг с другом отдельных компонентов личности. Все эти вопросы рассматриваются и решаются в психологических теориях личности. Они создавались в течение нескольких столетий представителями разных стран. Взгляды различных ученых на строение личности, естественно, отличались друг от друга, поскольку в них отражались личный жизненный опыт, научные интересы, особенности страны, включая ее традиции, обычаи, историю и культуру. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это переживания и побуждения к деятельности, социальные установки - убеждения и отношения людей. Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование, но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя, строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в. Это значит, что он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то. Таким образом, под философским углом зрения личность - это способность человека или человек, способный выступать автономным носителем общечеловеческого опыта исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. Разумеется, здесь не может идти речь обо всем опыте человечества - каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую часть его, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии освоить. При этом, во-первых, каждое новое усваиваемое извне содержание преломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структуры внутреннего мира, и, во-вторых, будучи усвоено, оно не сохраняется неизменным на протяжении жизни человека, а изменяется по специфическим законам динамики внутреннего мира, которые еще очень мало изучены. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность - идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Отличительная особенность психологического подхода к личности, в отличие, например, от традиционного педагогического, заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оцениваются одинаково. Речь идет о том, что оценка формируется уже после восприятия человека, сначала воспринимается объективно человек и то, что он делает, и уже после этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка. Традиционная же педагогика по своему замыслу, по определению исходит из необходимости сформировать некоторые идеальные типы, качества, и всегда смотрит на конкретного человека уже через призму этого идеала, что мешает видеть человека самого по. Отнесение человека к определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т. Оно может дать ответы на какие-то конкретные практические вопросы. Например, в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставления склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль. В другой ситуации - возьмем ту же нозологию в психиатрии - тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т. Здесь тоже в соответствии с определенной практической целью типология работает. То есть все типологии работают, а рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то самостоятельной познавательной ценности не несут. Если типологии и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий ближе к истинному познанию - это путь познания личности в разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому-то одному общему обозначению. Американский психолог Сальвадоре Мадди описывает 2 типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у нее на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую мы можем назвать логикой удовлетворения актуальных потребностей. Мадди называет этот путь развития личности конформистским. При другом, индивидуалистском пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только картину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию со многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно. Выдающийся психолог Виктор Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира, для животного существует лишь окружающая среда. Напротив, личность живет не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношения к ним, а также личностные ценности. Каждый человек не только личность, но индивидуальность, так как в наборе или в степени развитости этих свойств он почти наверняка чем-то отличается от других людей. В мире, наверное, не отыщешь двух людей, которые как личности были бы абсолютно похожими друг на друга. Индивидуальность как раз и отличает одну личность от. Индивидуальные психологические различия людей объясняются многими причинами, у них много источников. Основной из них - то, что получено человеком по наследству, например анатомо-физиологические особенности организма и свойства нервной системы последними, например, определяется темперамент человека. Обусловленная анатомо-физиологическими факторами природная красота или непривлекательность человека могут повлиять на формирование его характера, самооценки, уровня притязаний, отношение к людям и привычки. Такие врожденные свойства, как неуравновешенность и возбудимость, способны оказать влияние на поведение человека. Хронические врожденные или приобретенные серьезные заболевания также выступают в качестве возможного источника индивидуальных личностных особенностей. Известны, например, случаи аномального изменения личности у алкоголиков и наркоманов, которые происходят в результате длительного и неумеренного потребления спиртных напитков и наркотиков. Третьим возможным источником индивидуальных личностных различий может быть семья. Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному, в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, то есть так, как человек понимает и оценивает. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых как Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, 3 периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала 19 века. В первые десятилетия 19 века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни, для того чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название "клинический". Вплоть до начала 20 века философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность. В первые десятилетия 20 века изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов были достигнуты существенные успехи. Психологи попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Формирование и развитие личности В своем индивидуальном развитии от момента рождения до зрелости каждый человек проходит путь от слияния с целым и зависимости от него и обретению независимости. Младенец зависит от своей матери: без нее он не в состоянии осуществлять свою жизнедеятельность. Взаимодействовать с миром один на. Развитие ребенка приводит к постепенному освобождению от этой зависимости, которая проходит ряд этапов и критических точек, например: 1. Период с 16 до 18 лет Период завершения созревания личностных механизмов. Если все виды общения и деятельности расположить по порядку их становления ведущими, то получится следующий возрастной ряд: 1. Непосредственно-эмоциальное общение младенческий возраст ; 2. Предметно-манипулятивная деятельность ранний возраст ; 3. Ролевая игра дошкольный возраст ; 4. Учебная деятельность младший школьный возраст ; 5. Интимно-личностное общение подростковый возраст ; 6. Учебно-профессиональная деятельность ранний юношеский возраст. Таким образом, с рождения и до ранней юности, то есть до окончания средней школы, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана, с одной стороны, и формы общения - с другой, которые поочередно обеспечивают развитие познавательных процессов самой личности. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, ценности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития. Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Младенчество и ранний возраст - наиболее важный период формирования личности. Личностные качества человека, которые возникают в это время оказываются наиболее устойчивыми и мало меняются в течении жизни человека. Соответствующие качества личности обычно называют личностными свойствами. Те качества, которые возникают позднее, являются менее устойчивыми, их, соответственно, называют вторичными или производными. Основное влияние на формирование личности в начальный период ее становления оказывают люди, которые окружают ребенка с детства. Это - члены его родительской семьи и прежде всего мать и отец ребенка, то есть люди, которые чаще всего и больше всего общаются с ребенком в первые месяцы и годы его жизни. Когда ребенок идет в детский сад и особенно когда он начинает учиться в школе, значит влияние на формирование его как личности оказывают люди, с которыми он непосредственно и много общается вне дома, в первую очередь сверстники и учителя. Считается, что формирование человека как личности в основном завершается к концу подросткового возраста, то есть к 14-15 годам. Это означает, что к данному возрасту у человека уже появляются почти все основные свойства человека, которые называют личностными. Это также означает, что к этому возрасту человек становится более или менее устойчивой личностью и те изменения в нем, которые происходят в дальнейшем, мало затрагивают основу личности, сформировавшуюся в детские годы. Развитие личности обычно касается того, что происходит с личностью человека после окончания детства, после 15-16 лет, в течение последующей жизни. Изменения, которые могут происходить в личности человека по окончании школы, связаны с особенностями его индивидуального опыта и образа жизни. В жизни человека могут происходить такие события, которые существенно изменяют его образ жизни и воздействуют на него как на личность. Чаще всего серьезные изменения личности человека могут происходить в следующих жизненных ситуациях: · Изменение круга общения, в результате которого человек выходит за пределы привычного круга, надолго оказывается среди людей, культура которых значительно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться; · Изменение социального статуса человека, например, женитьба или выход замуж; · Занятие нового, более высокого или, напротив, более низкого положения в обществе, например, назначение на руководящую должность или выход на пенсию; · Серьезная психологическая травма, связанная, например, с безвременной утратой очень близких для данного человека людей; · Тяжелое хроническое заболевание, повлекшее за собой значительное изменение образа жизни человека; · Переход из одного возраста в другой, более старший, сопровождающийся глубоким возрастным психологическим кризисом. Стадии развития личности по Эриксону: Стадии развития - Нормальная линия развития - Аномальная линия развития 1. Раннее младенчество от рождения до 1 года - Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей - Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишение любви 2. Позднее младенчество от 1 года до 3 лет - Самостоятельность, уверенность в. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека - Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Слабо развита речь 3. Раннее детство около 3-5 лет - Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение - Пассивность. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям и людям, подавленность, уклончивость 4. Среднее детство от 5 до 11 лет - Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии игры на лучшие перспективы - Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью 5. Половая зрелость, подростничество и юность от 11 до 20 лет - Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах поведения. Смещение и смешение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Взятие на себя лидерства в группах сверстников Полоролевая фиксация. Путаница в моральных и мировоззренческих установках 6. Ранняя взрослость от 20 до 40-45 лет - Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Удовлетворенность личной жизнью - Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств 7. Средняя взрослость от 40-45 до 60 лет - Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения - Застой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Исключительная забота о самом себе 8. Поздняя взрослость свыше 60 лет - Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна - Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени слишком мало, что оно летит слишком. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее большего, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка Индивидуальные особенности личности Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры искусства требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне существенные усилия, должен обладать волевыми качествами. Воля - это свойство процесс, состояние человека, появляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Чтобы действовать волевым образом, люди учитывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности. На этот процесс влияет темперамент. Понятие "воля" в психологии используется для объяснения поступков людей в следующих основных случаях: 1. Когда человек действует вопреки своим очевидным, сиюминутным интересам, выгоде, сложившимся обстоятельствам и психологическому давлению, которое оказывают на него люди. Когда человек настойчиво и упорно добивается однажды поставленной цели и не меняет ее, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Когда человек прилагает немалые усилия для преодоления трудностей или для устранения препятствий. Когда человек в состоянии управлять собой, своими эмоциями и обладает завидным терпением, выдержкой. Когда при любых обстоятельствах человек не теряет присутствия духа, надежд и уверенности в. Когда всякий свой поступок человек тщательно продумывает, взвешивает, критически оценивает его результаты, т. Во всех этих случаях мы говорим, что поступками человека руководит его воля, что данный человек - волевой. Boля - это то, чем при отсутствии непосредственной мотивации от потребностей определяется настойчивость человека при достижении поставленной цели. Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристик. Темперамент - биологический фундамент, на который формируется личность как социальное существо. Слово "темперамент" произошло от латинского слова "temperamentum", означающего надлежащее соотношение частей, то есть пропорцию. Нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление что невозможно вследствие врожденности темпераментаа на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней. Врач Клавдий Гален выделил девять физиологических особенностей центральной нервной системы. Четыре из девяти выделенных им типов и в наше время рассматриваются как основные - это все те же сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Сангвиник в качестве основного имеет стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и на них нельзя слишком полагаться. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает. Холерик, находясь под влиянием страстей, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, которые быстро воспламеняются от малейшего препятствия. Сила его чувств - гордость, мстительность, честолюбие - не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля. Флегматиком чувства овладевают медленно. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы обдумать его. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало озабочен страданиями. Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все время кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений. Внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального; это такая организация психической деятельности, при которой определенные образы, мысли или чувства осознаются отчетливее. Другими словами, внимание есть не что иное, как состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение приводит к необходимости дробить поступающую информацию на части. Попытка одновременно следить за одним сообщением и отвечать на другое понижает и точность восприятия, и точность ответа. Существуют факторы внутреннего происхождения, влияющие на избирательность внимания: · Соответствие поступающей информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию; · Актуальность для него данной информации. Обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека, например его имя, имена его близких и т. Выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Первое характеризуется тем, что оно как бы само собой, без старания, желания и воли человека направляется на различные объекты. Например, если в компании появляется новый человек, мы невольно обращаем на него повышенное внимание. Если неожиданно вдруг в тишине послышался звук музыкального инструмента, то, скорее всего, он также на некоторое время автоматически привлечет к себе наше внимание. Появление в поле зрения яркой вспышки света например, молния во время грозы невольно заставляет нас обратить на нее внимание. Произвольное внимание имеет несколько иную природу. Оно, во-первых, не возникает помимо нашего желания и воли, во-вторых, не появляется само собой лишь под воздействием на органы чувств предмета или явления. Мы обращаем внимание на него по собственному желанию, по просьбе или указанию другого человека, усилием воли удерживая в течение некоторого времени внимание на объекте. Произвольное внимание особенно необходимо там, где сам объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами например, тривиальное дело или учебник по какому-либо мало интересному предмету. Непроизвольное внимание дано человеку от Природы, с ним он рождается на свет и остается в течение всей его жизни. Произвольное же Внимание обязательно должно быть воспитано и без специального обучения не существует. Когда мы говорим, надо научиться быть внимательным, то под тем, чему необходимо учиться, подразумевается произвольное внимание, так как непроизвольное дано нам и так в практически готовом виде с самого начала жизни. Память - это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным. Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Они выделяются не только на основании того, что это разные процессы по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по той причине, что у разных людей каждый из этих процессов может быть неодинаково развит. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и долго сохраняют в памяти запомненный ими материал. Это люди с развитой долговременной памятью. Есть также индивиды, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что запомнили. У них более сильны кратковременная и оперативная виды памяти. Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти. Различают 2 вида памяти: генетическую наследственная и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет автоматическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения инстинкты. Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК. ДНК имеет ряд особых свойств: устойчивость к повреждающим факторам, способность к исправлению некоторых своих повреждений. Это обеспечивает надежность наследственной информации. Прижизненная память - это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти: 1. Запечатлевание - это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. Запечатлевание заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Запечатлевание как форма прижизненной памяти очень близка к наследственной по прочности, неповреждаемости следа и по неотвратимому характеру своих проявлений. Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм движении. Двигательная память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо. Зрительная - одна из форм образной памяти. Ее отличительная особенность в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию: упрощение, преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную однообразную. Зрительная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессий, особенно художников и конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок. Особенности: быстрое формирование следов, особая их прочность и непроизвольность воспроизведения. Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием. Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознаниипри долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей. Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости. Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки. Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Данным типом памяти нередко обладают научные работники, преподаватели учебных заведений. Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека в своих низших формах оно имеется и у животных также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждения, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов. Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, поэтому задача является толчком к мыслительному процессу. Карл Юнг рассматривал 2 типа людей по характеру мышления: · Интуитивный - преобладание эмоций над логикой и доминирование правого полушария над левым; · Мыслительный - рациональность и преобладание левого полушария головного мозга над правым. В психологии проблема мышления тесно связана с проблемой речи. Человеческое мышление и речь протекают на основе общих элементов - слов. Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь - главное приобретение человечества. Она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Также, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще ранее не встречал. Свободное пользование речью столь же важная предпосылка к усвоению понятий, как и сенсомоторный или наглядно-действенный интеллект. Речь подразделяют на активную речь говорящего, пишущего; пассивную - речь слушающего, читающего. Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения. Основной синтаксической формой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, понимающих "без слов", о чем идет речь в их разговоре. Таким людям нет, например, никакой необходимости всегда называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно. Человек, размышляя, во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим. В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является ли способность к усвоению речи у человека врожденной или. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции не врожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может развиться вербальная понятийная речь. С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций между собой, по многим своим функциям напоминающих речь человека в ее коммуникативной роли. Высшие животные обезьяны, дельфины, собаки и др. Речь животных, как и речь человека, выполняет две функции: коммуникативную и экспрессивную, и в этом состоит их родство. Это же обстоятельство, по-видимому, объясняет, почему животные и человек могут понимать друг друга. Воображение - психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Воображение есть особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Образы воображения отличаются от образов представлений. Образы воображения - это образы предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали. Хорошо развитое воображение - одно из условий новаторства во всех областях жизни. Непроизвольное - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой сновидения. Неудовлетворенность материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность может быть удовлетворена. Произвольное - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать проблемы. Оно делится на: · Воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. · Творческое - более сложный процесс - это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Мечта - своеобразный вид воображения - это представление желаемого будущего. Если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Такие мечты называются грезами. Если мечта реальна и связана с действительностью, то она является стимулом к действию. Функции воображения: 1 Представлять действительность в образах иметь возможность пользоваться ими, решая задачи; 2 Регулирование эмоциональных состояний. Удовлетворение потребностей, снижение напряженности; 3 Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека: восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события; 4 Формирование внутреннего плана действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами; 5 Планирование и программирование деятельности. Составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. Направленность личности Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом хотя не полностью независимы от мира внешнего. Начнем с того, что дает человеку обладание внутренним миром. Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции, и внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей, от которых зависит готовность животного к тем или иным формам поведения и к реагированию на те или иные стимулы. Взаимодействие этих двух рядов может порождать иногда очень сложные механизмы детерминации поведения, но это поведение всегда оказывается подчинено только одной логике - логике удовлетворения актуальных потребностей. Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца до достижения поставленной цели в тех или иных условиях. Психические явления, состояния и процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, способности, темперамент, характер и эмоции обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, то она связана с понятием мотивации, включающем представления об интересах, мотивах, потребностях, целях, задачах, намерениях, побуждениях, стремлениях, имеющихся у человека. Сознание - это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности; оно представляет собой чрезвычайно сложный процесс отражения объективной действительности. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность и все другие психические процессы, состояния и свойства человека - это формы проявления его сознания. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Слово "мотивация" выделяет область науки, в которой исследуются психологические причины поведения и средства управления. Мотивационные процессы отличаются от познавательных. Специфика познавательных процессов состоит в сборе, переработке и отборе информации, необходимой человеку. Восприятие, внимание, воображение, мышление и речь как познавательные процессы не могут служить первопричинами поведения человека, так как они отвечают на вопрос "как? Мотивационные же процессы, напротив, объясняют поведение, отвечая на вопрос "почему? Понятие "мотивация" используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение сюда входят, в частности, потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремленияи как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем понятие "мотивация" использовать преимущественно в первом значении слова, хотя в некоторых случаях, когда это будет необходимо, будем обращаться и ко второму его значению. Наряду с понятием "мотивация" в психологии пользуются терминами "потребность", "мотив", "цель", "желание", "намерение". Все они относятся к внутренним, психологическим причинам поведения и отличаются друг от друга следующим образом. Из всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, с объективным дефицитом того, что требуется отсюда название "потребность" организму для его устранения. Потребность активизирует организм, порождает его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависят от уровня их организации, образа и условии жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных физических и химических условиях существования. Больше всего потребностей у человека, у которого, кроме органических потребностей, есть еще материальные, духовные и социальные последние представляют собой специфические потребности, связанные с межличностным общением людей. Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей их особым сочетанием. Второе после потребности по своему значению мотивационное понятие это мотив. В отличие от потребностей мотивы есть только у человека. Много полезного в теоретическое понимание того, что такое мотив, внес советский психолог Он определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы. Леонтьев заметил, что сама по себе потребность не может быть мотивом поведения по той причине, что, как состояние нужды, она способна породить только ненаправленную активность организма и поддерживать ее на определенном уровне, усиливая или уменьшая соответственно силу возникшей нужды до тех пор, пока она не будет полностью устранена. Направленность и организованность, т. Поэтому для полноценной мотивации, т. Мотив не всегда точен соответствует правильному объяснению поступковтак как далеко не все в своем поведении человек на самом деле осознает. Цель - это, как правило, конечный, осознаваемый результат какого-либо фрагмента поведения. Цель представляет собой следующий мотивационный фактор. Ею называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя самого субъектато это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое человеком воспринимается как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает кратковременную и оперативную память; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности и мотивы сохраняются до тех пор, пока не будут полностью удовлетворены в долговременной памяти человека. Желание и намерение - это непосредственные, внутренние побудители поведения. В общеисторическом плане основным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества, является труд. Поэтому при изучении сознания отдельной необходимо учитывать особенности ее трудовой деятельности. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Предметом деятельности называют то, на что она непосредственно направлена. В общем, широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно новую область научных, психологических исследований, имеющих дело с психологическим объяснением поведения человека и животных, с выявлением его истоков, факторов, определяющих целенаправленность и активность поведения. Специальное узкое значение термина "мотивация" относится к причинам и факторам, управляющим поведением отдельно взятого человека, то есть к тому, что инициирует, направляет и поддерживает поведение данного человека в данной ситуации на определенном уровне активности. Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: - органическими удовлетворение естественных потребностей организма ; - социальными порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы заменять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей ; - функциональными удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности ; - духовными лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с совершенствованием человека. Среди мотивов и потребностей человека, прежде всего, выделяются биологические и социальные. К первым относятся состояния нужды, связанные с самосохранением и развитием организма человека. Это - потребности в пище, в воде, в кислороде, в продолжении рода и ряд. Ко вторым относятся такие потребности и мотивы, которые позволяют существовать и развиваться человеку как личности, как полноправному члену современного, цивилизованного человеческого сообщества. Это - разнообразные нужды в предметах материальной и духовной культуры, в человеческих видах трудовой, творческой деятельности, в определенных условиях подлинно человеческого существования. Социальные потребности и мотивы поведения человека в свою очередь разделяются на материальные и духовные. Первые представляют собой нужды человека в некоторых предметах, без которых он не может считать свое существование вполне благополучным. Вторые, в свою очередь, делятся на несколько видов: на потребности в общении, в престиже, во власти, в альтруизме, в физическом и духовном самосовершенствовании. Потребность в общении выражается в желании человека постоянно быть среди людей; общаться с ними, устанавливать и сохранять дружеские взаимоотношения, обмениваться информацией, обсуждать интересующие его вопросы. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Известный американский психолог Маслоу в 1954 г. Потребности физиологические органические - голод, жажда, и др. Потребности в безопасности - чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Потребности уважения понимания - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов. Познавательные потребности - знать, уметь, понимать, исследовать. Эстетические потребности - гармония, симметрия, порядок, красота. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. В соответствии со своей моделью Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий, и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес. Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся. Ценности - это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл. У каждого человека свои жизненные ценности. У кого-то они материальные, у кого-то духовные. Но ни один человек не может прожить в полном одиночестве. Волей или неволей человеку приходится общаться с себе подобными. На работе, на улице, в магазинах, в транспорте мы все время общаемся с людьми. Это постоянный процесс своеобразного психологического взаимодействия в обществе ведет за собой возникновение каких-то определенных форм общения, отношении, формирование общих ценностей. Практическая часть: личность студента Психологическая характеристика на студентку группы М-11 Ковалеву Татьяну Валерьевну, обучающуюся по специальности менеджмент, в возрасте шестнадцати лет. Проживает в благоприятной семье с хорошими жилищно-бытовыми условиями. У родителей два ребенка. Хорошие взаимоотношения с родителями и братом. Родители Татьяны: отец - Ковалев Сергей Валерьевич, работает в ООО "Радиотехник" ведущим инженером; мать - Ковалева Ирина Федоровна, работает в ООО "Радиотехник" инженером-проектировщиком. Брат Татьяны учится в ВГУ. Татьяна увлекается музыкой, вязанием, любит прогулки и отдых на свежем воздухе, разводит аквариумных рыбок. Она сама не курит и не пьет алкогольные напитки, но пассивно относится к данным привычкам у. Считает, что спиртные напитки нужны, но в меру. Из изучаемых предметов любимым является информатика. Много внимания уделяет личной организованности. Иногда к другим людям проявляет индивидуализм, но соблюдает тактичность и вежливость. Не стремится захватить власть в коллективе, но есть склонность к властвованию. Татьяна достаточно уверена в своих силах, обладает большим чувством достоинства. Очень требовательна к себе, борется со своими недостатками. Добросовестно выполняет порученную работу. У Татьяны хорошая кратковременная и зрительная память см. Она достаточно внимательна, но иногда может проявить рассеянность см. Коллектив в группе М-11 недостаточно сплоченный. В нем Татьяна занимает положение игнорируемые см. В коллективе выполняет роль ведомого. Преимущественно ладит с людьми. У Татьяны хорошие мыслительные процессы, которые она может совмещать с каким-либо действием см. Речь последовательная, большой запас слов, общительность на среднем уровне см. Настроение у Татьяны очень изменчиво см. Преобладающий темперамент - флегматичный см. Как руководитель Татьяна еще не сложилась, необходимо приобретать нужные качества и набираться опыта в управлении людьми см. Рекомендации Можно порекомендовать поработать над своим вниманием и памятью, усилить интеллектуальные особенности. Это поможет в будущей профессии оперативно принимать решения. Тесты показали у Татьяны средний уровень общительности. В будущем навыки в общении станут необходимыми для профессиональной деятельности, поэтому их нужно развивать. Татьяне надо проявлять инициативу, уметь влиять на других людей, уметь их подчинить. Так же для профессии "менеджмент" нужно очень хорошо владеть речью, развивать ораторские способности. Постараться выполнить какую-нибудь работу или задание, например, реферат. По доброй воле никто не нагружает себя работой. Это иногда отрицательно сказывается на отношении с окружающими, не с лучшей стороны характеризует в их глазах. Чтобы достичь в жизни большего - нужно тренировать волю. Если увлечься каким-нибудь делом, то появится стремление к успеху, тем больше будет шансов достичь профессионального мастерства. Так же необходимо развивать уверенность в себя, стрессоустойчивость, креативность, уметь рисковать, проявлять ответственность и независимость. Так как группа М-11 является недостаточно сплоченной, то для усиления в ней более лучших взаимоотношений между студентами можно провести какие-либо мероприятия, например, подготовку к проводимым в техникуме играм КВН. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней? Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное например, пойти на дежурство в выходной день? Когда попадаете в конфликтную ситуацию - на работе или в быту, - в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью? Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны? Найдете ли силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером? Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? Быстро ли отвечаете на письма? Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения? Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи? Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова? Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку деловую поездку в незнакомый город? Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел? Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам? Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова оппонента? Расшифровка теста: Ответ "да" оценивается в 2 балла; "не знаю" или "бывает", "случается" - в 1 балл; "нет" - в 0 баллов. От 0 до 12 баллов - с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче интереснее, даже если это в чем-то может повредить. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей для. Ваша позиция выражается высказыванием: "Мне что - больше всех нужно? Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся - от этого вы только выиграете. От 13 до 21 балла - сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть. Но если увидите "обходной" путь, тут же воспользуетесь. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего - тренируйте волю. От 22 до 30 баллов - с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться: вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая н непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.



COPYRIGHT © 2010-2016 esm-group.ru